О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБДОУ «Детский сад №2 «Серло»
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Серло» Гудермесского муниципального района» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — Стандарт), с учетом основной образовательной программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е, 4-е, 5-е издание , переработанное и с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
1. Федеральный закон от 9.12.2012 № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
3.«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» .4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного (с 3-7 лет) возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Также целью программы является развитие личности ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Для современной ситуации российского дошкольного образования жизненно важным стал вопрос успешной социализации и включения детей с иным, чем у большинства, родным языком в социокультурную образовательную среду учреждения. Дети могут осваивать языки через диалог культур, когда оба языка — родной и русский — содействуют общему развитию ребенка.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает четыре основных раздела – целевой, содержательный, организационный и дополнительный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Целевой раздел также содержит описание системы развивающего оценивания качества образовательной деятельности по Программе, системы педагогических наблюдений за развитием детей в различных формах
Содержательный раздел Программы включает описание возрастных особенностей детей и развитие образовательной деятельности в соответствии с направлениями в пяти образовательных областях – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, содержание части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
-материально-технических и финансовых условий;
-особенностей организация развивающей предметно-пространственной среды;
-особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Дополнительным разделом ООП ДОУ является ее краткая презентация. В краткой презентации программы указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Краткая презентация программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной образовательной программы Учреждения. Система качества реализации программы направлена в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри образовательного процесса.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цели: развитие духовно – нравственной культуры детей дошкольного возраста, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной культуры родного края через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомства с прошлым и настоящим; становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде и к своему народу.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Формирование экологических и краеведческих знаний;
4. Системно и углубленно познакомить юных воспитанников с историей и культурой родного города;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
6. Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;
7. Формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
В части, формируемой участниками образовательных отношений описана региональная программа, используемая в работе с детьми (Программа курса «Мой край родной» от 3-7 лет З.В. Масаева)
Система управления организацией.
Условия реализации образовательной программы ДОУ (кадровое, учебно-методическое, информационное, материально-техническое, финансовое, психолого-педагогическое обеспечение, а также развивающая предметно-пространственная среда).
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Преемственность в работе МБДОУ со школой.
Социальное партнёрство.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании само ценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательный процесс ДОУ, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, участия в праздничных и досуговых мероприятиях, конкурсах.
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Краткое описание
дополнительной общеразвивающей программы «Всезнайка»
МБДОУ «Детский сад № 2 «Серло»
1. Полное наименование: Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательного направления «Всезнайка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Серло» п. Ойсхар Гудермесского муниципального района».
2. Публичное наименование: Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательного направления «Всезнайка» МБДОУ «Детский сад № 2 «Серло».
3. Краткое описание: дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательного направления «Всезнайка» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
4. Форма обучения: групповая.
5. Продолжительность Программы: срок реализации программы: 1 год.
6. Возраст обучающихся: возраст обучающихся: от 5 до 6 лет.
7. Размер группы: программа рассчитана на детей возраста от 5 до 6 лет. В состав групп входят 93 человек (пять групп). Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
8. Подробное описание Программы:
Программа включает четыре раздела интеллектуально-познавательного направления:
Интеллектуально-познавательные игры
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические. Одной из самых популярных форм является интеллектуально-познавательная игра. Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь дошкольников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Первый раздел включает в себя разнообразие интеллектуально-познавательных, развивающих, игр-развлечений математического характера. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого ребенка в активную работу. Увлекшись игрой, дети не заметно для себя познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Опытно-экспериментальная деятельность
Данный раздел включает в себя опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Направления экспериментальной деятельности: экспериментирование с водой, с воздухом, предметами, наблюдения в природе.
Искусство оригами
Раздел предполагает ознакомление детей с искусством оригами. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Основной особенностью обучения является поэтапное создание поделки, причем каждый следующий этап выполняется после того, как все дети справились с предыдущим этапом. Раз за разом работа по оригами усложняется. Работа делится на единичные поделки, индивидуальные композиции, коллективные композиции или макеты. Большое внимание отводится коллективным работам, так как ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с действиями остальных детей.
Истории обыкновенных вещей
Дети повсюду видят магию. Превращение муки в пирог, грязной одежды в чистую, сугроба во дворе в снеговика – все это захватывающие и удивительные процессы. Но простые обыкновенные вещи очень быстро выпадают из поля зрения, становятся привычными и перестают вызывать интерес. А ведь на самом деле каждая из них – это отдельная сказка. Все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, имеет историю, возможно, скучную и обыкновенную, а возможно – захватывающую и увлекательную. Нужно только посмотреть и задать вопросы.
Раздел «История обычных вещей» направлен на развитие поисково- познавательной деятельности детей.; вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Для того, чтобы метод проектов был успешным, необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.
9. Направленность (профиль): дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательного направления, направлена на:
- развитие мотивации личности к познанию, на развитие творческого мышления, логики, интеллектуальной самостоятельности. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
10. Содержание программы:
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Программные задачи |
Количество часов |
Сентябрь |
|||
1 |
Знакомство с оборудованием для экспериментов |
Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. |
1 |
2 |
Органы чувств |
Познакомить детей с органами чувств человека, учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. |
1 |
3 |
Знакомство с искусством оригами |
Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
1 |
4 |
Превращения квадрата |
Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
1 |
5 |
Жизнь раньше и сейчас |
Вызвать интерес к жизни наших предков, дать элементарное представление о жизни предков и современной жизни |
1 |
6 |
Предметы старины и быта |
Расширить знания детей о предметах, истории их происхождения, разнообразии. Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности. |
1 |
7 |
Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес» |
Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности. |
1 |
8 |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». |
Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. |
1 |
Октябрь |
|||
9 |
Воздух повсюду |
Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
1 |
10 |
Почему осенью листья желтеют? |
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)
|
1 |
11 |
Улица мечты. Домик. |
Развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации. |
1 |
12 |
Маленький ежик |
Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге) |
1 |
13 |
Мужская одежда (черкеска) |
Познакомить с мужской национальной одеждой (черкеска) |
1 |
14 |
Женская одежда (г1абли) |
Познакомить с женской одеждой (Г1абли) |
1 |
15 |
Интеллектуальная игра «Юный математик» |
Возбудить интерес детей к математике; развивать кругозор, любознательность, логическое мышление; учить детей делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. |
1 |
16 |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» |
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. |
1 |
Ноябрь |
|||
17 |
Какой бывает вода? |
Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
1 |
18 |
Дружба красок |
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета, развивать мыслительную активность, умение делать вывод на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета, эстетический вкус. |
1 |
19 |
В осеннем лесу (коллективное панно). |
Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. Развитие внимания, памяти, ориентир на плоскости. |
1 |
20 |
Осенние листья |
Научить детей из базовой формы квадрат складывать и вырезать листья, правильное использование ножниц. |
1 |
21 |
Экскурсия по родному поселку |
Обобщить знания детей о родном поселке. Изучить особенности родного поселка. |
1 |
22 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Сформировать представления о краеведческом музее, расширить и углубить знания по истории родного края; развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ, воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам. |
1 |
23 |
Игра-путешествие «Математический поезд» |
Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы. |
1 |
24 |
Игра «Архитекторы» |
Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
1 |
Декабрь |
|||
25 |
Удивительный магнит |
Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей. |
1 |
26 |
Как достать скрепку не замочив рук? |
Создать условия для формирования основного целостного мировидения средствами физического эксперимента. Систематизировать знания о магните. Продолжать работу по овладению основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойстве магнита. |
1 |
27 |
«Царевна-елочка» |
Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое, создавая композицию зимнего леса. |
1 |
28 |
«Снегирь» |
Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
1 |
29 |
Истории обычных вещей. «Новогодняя игрушка». |
Расширить представления детей об окружающем мире, об истории новогодней игрушки развивать познавательный интерес к получению новых знаний. Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи. |
1 |
30 |
История утюга |
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием. Развивать мышление, любознательность. |
1 |
31 |
Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» |
Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. |
1 |
32 |
Игра «Украсим елку бусами» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно. |
1 |
Январь |
|||
33 |
Нужен ли растениям снег зимой? |
Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. |
1 |
34 |
Изготовление цветных льдинок |
Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
1 |
35 |
Снежинки |
На основе наглядных образцов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям сделать понравившиеся им снежинки, используя графические образцы, для украшения группы. |
1 |
36 |
Снеговик |
Разобрать последовательность изготовления фигурки снеговика по схеме. Предложить детям самостоятельно изготовить поделку. Закреплять умение складывать базовые формы. |
1 |
37 |
История обычных вещей: очки. |
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием. Развивать мышление, любознательность. |
1 |
38 |
История обыкновенных вещей. Ручка. |
Расширить представления детей о ручке, историей её происхождения, разнообразием. Развивать мышление, любознательность. |
1 |
39 |
Интеллектуальная игра «Большая игра» |
Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность. |
1 |
40 |
Математические задачки |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
Февраль |
|||
41 |
Пластмасса: ее качества и свойства |
Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам |
1 |
42 |
Металл: его качества и свойства.
|
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
|
1 |
43 |
Самолет |
Умение складывать самолетик по схеме, развивать мелкую моторику рук |
1 |
44 |
Поздравительная открытка к 23 февраля |
Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. |
1 |
45 |
Фотография: вчера и сегодня |
Познакомить детей с историей фотоаппарата и фотографии, с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, развивать интерес к исследовательской деятельности. |
1 |
46 |
Экскурсия в музей старины и быта |
Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию экскурсионной деятельности. , ознакомление с предметами русского быта |
1 |
47 |
Интерактивная игра «Математическая полянка» |
Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать. |
1 |
48 |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» |
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше. , со знаками <, >. |
1 |
Март |
|||
49 |
Бумага: ее качества и свойства |
Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге |
1 |
50 |
Практическая деятельность «Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта . |
1 |
51 |
Коллективная композиция «Луговые цветы» |
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
1 |
52 |
Коллективная композиция «Водный мир» |
Продолжать учить детей конструировать поделки в технике оригами. |
1 |
53 |
История лампочки |
Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами. Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность. |
1 |
54 |
История любимой игрушки |
Расширять словарный запас в ходе формирований знаний об окружающем мире, подвести детей к пониманию того, что предметы имеют свою историю, изменения происходят постоянно, развивать познавательный интерес и любознательность
|
1 |
55 |
Логическая задача на цветовую последовательность |
Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. |
1 |
56 |
Игра-развлечение «Рыбалка» |
Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. |
1 |
Апрель |
|||
57 |
Знакомство с камнями. Какими бывают камни? |
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. |
1 |
58 |
Игра-эксперимент «Прогулка с увеличительными стеклами» |
Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
1 |
59 |
Коллективная работа «Сказочная страна» |
Вызвать у детей доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им. |
1 |
60 |
Кораблик |
Формировать умения создания фигур в технике оригами. |
1 |
61 |
История возникновения книги |
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают. Знакомить с правилами безопасного чтения. |
1 |
62 |
История появления книги |
Познакомить детей с историей возникновения и использования телевизора, закрепить правила безопасности, как нужно смотреть телевизор. Воспитывать интерес и уважение к профессиям людей, работающих на телевидении. |
1 |
63 |
Игра-развлечение «Рыбалка» |
Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. |
1 |
64 |
Математическая олимпиада |
Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Всезнайка» |
1 |
Май |
|||
65 |
Почему комар пищит, а шмель жужжит? |
Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков |
1 |
66 |
Удивительный песок |
Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. |
1 |
67 |
Цветок |
Вспомнить способы складывания базовой формы «книжка», «Треугольник». На её основе научить изготавливать простую форму цветка, Закрепить прием вытягивания, для придания объёма фигурке |
1 |
68 |
По замыслу |
Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. Развивать мелкую моторику рук и воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник», «квадрат» |
1 |
69 |
Путешествие в прошлое телефона |
Познакомить с историей изобретения и совершенствования телефона, обогащать представление детей о мире окружающих предметов. |
1 |
70 |
Праздник мыльных пузырей |
Формировать представление о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей, историей возникновения мыльных пузырей. Познакомить с технологией надувания и вариантом пускания мыльных пузырей. Создать волшебную атмосферу, доставить радость и хорошее настроение. |
1 |
71 |
Математические задачки в стихах |
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. |
1 |
72 |
Математический КВН |
Учить детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, закрепить навыки счёта, составления и решения математических задач; продолжать формировать геометрические представления. |
1 |
11. Цель программы:
Цель: Повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи по программе
Интеллектуально-познавательные игры
Закреплять состав чисел в пределах 10.
Упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание.
Упражнять в решении логических задач, ребусов.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Закреплять представления о многоугольниках и их свойствах.
Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение.
Развивать мыслительную активность (приемы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и логические формы мышления.
Развивать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
Опытно-экспериментальная деятельность
Познакомить детей с органами чувств человека, учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание». Воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны.
Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы.
Вызвать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Формировать представление о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.
Побуждать и поддерживать познавательную активность детей.
Упражнять детей в простейших логических операциях, установление элементарных причинно-следственных зависимостей.
Развивать мыслительные операции, активизировать словарь детей.
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Развивать умение делать вывод на основе наблюдений,
Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире.
Развивать зрительную наблюдательность.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Искусство оригами
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Поддерживать различные проявления фантазии.
Истории обыкновенных вещей
Сформировать представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием.
Расширить представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.
Расширить и углубить знания по истории родного края, о чеченской национальной культуре, познакомить с предметами чеченского быта.
Удовлетворять познавательные запросы детей, отвечая на все их вопросы.
Развивать мышление, любознательность.
Развивать умение проводить сравнительный анализ.
Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам.
12. Ожидаемые результаты.
Интеллектуально-познавательные игры
Знает состав чисел в пределах 10.
Умеет составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Справляется с решением логических задач и ребусов.
Знает, называет многоугольники и их свойства.
Моделирует геометрические фигуры.
Классифицирует геометрические фигуры по определенным признакам.
Развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение.
Развивать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
Умеет оперировать мыслительными приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Опытно-экспериментальная деятельность
Понимает и различает понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Владеет бережным отношением к органам чувств, знает культуру их охраны.
Имеет представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, свойствами воды.
Имеет представления о магните и его свойстве притягивать предметы.
Испытывает интерес к выращиванию огорода на окошке.
Сформированы представления о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.
Умеет смешивать краски для получения нового цвета,
Развиты мыслительные операции, тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Умеет делать вывод на основе наблюдений.
Развита любознательность, зрительная наблюдательность.
Испытывает интерес к экспериментальной деятельности.
Искусство оригами.
Знаком с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Следует устным инструкциям.
Владеет различными приемами работы с бумагой.
Словарь ребенка обогащен специальными терминами.
Умеет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Испытывает интерес к искусству оригами.
Истории обыкновенных вещей
Сформированы представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.
Расширены знания детей о предметах, истории их происхождения, разнообразии.
Расширены представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.
Сформированы знания по истории родного края, о русской национальной культуре, о предметах русского быта.
Развиты мышление, любознательность.
Умеет проводить сравнительный анализ.
Сформирован познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Сформирована интеллектуальная личность, способная решать поисковые задачи.
Проявляет любовь к родному краю, уважение к предкам.
13. Педагоги: Над реализацией программы дополнительного образования «Всезнайка» работают 10 педагогов, Юсупова С.С., Хамзатова М.А., Халимова Х.А., Эдилсултанова М.Ш., Межидова Л.Р., Гагаева М.В., Кадырова З.М., Мочаева А. С-Э., Дебирова З.Х., Гачаева М.З.
14. Материально – техническая база: Для проведения полноценного учебного процесса имеются групповые помещения и зал, отвечающие требованиям. Групповые помещения снабжены техническими средствами обучения: демонстрационный и раздаточный материал для занятий, магнитная доска, компьютер, аудио аппаратура, телевизор.
15. Соответствующая программе фотография.
16. Дата начала и окончание обучения: 01.09.2022 г. – 31.05.2023г., объем 72 часа является начальным уровнем овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями.
17. Расписание.
Расписание занятий по дополнительному образованию
Дни недели
Возрастные группы |
Понедельник |
Вторник |
Четверг |
Пятница |
Средняя группа «Звёздочки» |
|
15:50-16:10 |
|
15:50-16:10 |
Средняя группа «Смешарики» |
|
15:50-16:10 |
|
15:50-16:10 |
Средняя группа «Теремок» |
|
15:50-16:10 |
|
15:50-16:10 |
Старшая группа «Гномики» |
15:45-16:10 |
|
15:45-16:10 |
|
Старшая группа «Бабочки» |
15:45-16:10 |
|
15:45-16:10 |
|
Длительность ООД - 20 минут
Длительность ООД - 25 минут
Форма обучения | Очная |
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | |
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | |
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Об учебном плане
Образовательные области инвариативная и вариативная части
О календарно-учебном графике
Вторые младшие группы-10 ООД в неделю; средние-10 в неделю; старшие-13 в неделю